Начнем, пожалуй с диагностической беседы. В чем ее суть? Разговорить ребенка, раскрепостить, "заглянуть в душу". Будьте готовы, что беседа, это не одностороннее действие. Вам, возможно, тоже придется рассказать что-то о себе, продумайте ответы на все вопросы, которые собираетесь задать ребенку сами. Вы БЕСЕДУЕТЕ, а НЕ допрашиваете!!! Это очень важно, иначе вы потерпите фиаско.
Приведу примерную первичную индивидуальную беседу с подростком (беседа для каждого ребенка должна быть составлена индивидуально).
Содержание первичной индивидуальная беседа с учеником ____________класса ________________________ Ф.И.О, с целью выяснить возможные психологические причины правонарушения.
Беседа проводится в непринужденной обстановке, в обычном кабинете, но не в учительской или кабинете директора, так как мы хотим помочь ребенку, а не отругать его, либо сделать замечание. Лучше включить негромкую спокойную музыку, еще до прихода подростка, чтобы беседа казалась более легкой и раскрепощенной. Голос беседующего спокойный, ровный, дружелюбный.
Я начала с простых ненавязчивых вопросов, которые помогают подростку расслабиться, не чувствовать себя как на допросе, но в то же время обрисовывают картину жизни ребенка, взаимоотношения в семье и со сверстниками, в каком настроение он приходит в школу.
Нижеследующие вопросы задаются не по порядку, а как бы, между прочим, в беседе о жизни.
Вопросы | Ответы ученика |
Во сколько ты встаешь? | |
Кто готовит тебе завтрак? | |
Легко ли ты просыпаешься утром? | |
Поздно ли ты ложишься? Почему? | |
Ты много гуляешь? Когда? | |
С кем ты гуляешь? | |
Когда ты делаешь уроки? | |
С каких предметов ты начинаешь учить уроки? | |
Если у тебя не получается выполнить домашнее задание, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? К кому? | |
Во сколько приблизительно приходят родители с работы? | |
Когда вся семья собирается вместе? | |
Как ты можешь охарактеризовать свою семью в пяти словах? | |
Какое ваше любимое семейное занятие? |
Далее идут вопросы, касающиеся интересов подростка ( не плохо в этот момент поделиться и своими какими-то интересами из школы, либо из взрослой жизни, главное не забывать, что в этот момент перед вами ученик, и не увлекаться).
Вопросы | ответы ученика |
Чем ты увлекаешься? Какое у тебя хобби? | |
Есть ли у тебя возможность заниматься любимым делом? | |
Как ты относишься к спорту? | |
Любишь смотреть телевизор? | |
Любимый жанр фильмов и почему? | |
Любишь ли ты читать? Какие книги тебе наиболее интересны? Почему? | |
Занимаешься ли ты в кружке, секции? | |
Какого кружка или секции тебе не хватает в школе? |
Далее я интересуюсь, есть ли у подростка мечта, заветное желание?
На что ты готов ради осуществления своей мечты?
Что тебе больше всего не нравится? Что ты, может быть, даже ненавидишь
Хочешь ли ты создать семью, когда вырастишь?
Сколько детей тебе хотелось бы иметь?
Хотел бы ты, чтобы родители жили отдельно, или с тобой и почему?
Как ты считаешь, материального благополучия можно достичь в будущем самостоятельно, или только при помощи родителей, влиятельных родственников и так далее?
Теперь проверим, как сам ученик оценивает себя.
Ты умеешь преодолевать трудности в жизни? Каким образом?
Считаешь ли ты себя организованным человеком? Придерживаешься ли определенного распорядка дня?
Что ты хотел бы исправить в себе?
Ты эмоциональный человек?
Легко ли ты расстраиваешься, огорчаешься?
Любишь ли ты животных?
Не появляется ли у тебя иногда желание причинить им боль?
Беседу следует закончить на положительной ноте. Поблагодарить собеседника за интересную беседу. Спросить о его моральном состоянии.
Далее будут проведены тесты, составленные профессиональными психологами, дабы определить наиболее лучшие способы положительного воздействия на ученика. Определить причины его поведения.
Беседу подготовила зам. директора по УР Ю.Н. Устюжанина